Главная > Все новости > Соломенский район Киева: немного истории

Соломенский район Киева: немного истории

Современный Киев разделен на 10 районов, образованных по радиальному принципу и названных, за исключением Шевченковского, по географическому. 

Соломенский район

О названии:

Район получил свое имя в честь массива Соломенка, а тот, в свою очередь, от хат-мазанок с соломенными крышами, в которых когда-то жили работники железной дороги.

В состав района входят территории: Груши, Отрадный, Караваевы дачи, Новокараваевы дачи, Чоколовка, Жуляны, Совки, Монтажник, Железнодорожный массив, Протасов Яр, Батыева гора, Кучмин Яр, Александровская слободка, Соломянка, Первомайский, Железнодорожная колония, часть Шулявки и Турецкий городок.

Именно в этом районе Киева располагаются крупнейшие транспортные объекты столицы — железнодорожные станции Киев-Пассажирский и Киев-Товарный, а также аэропорт ″Киев″ (Жуляны).

Из истории района:

До 2001 года его территорию составляли Железнодорожный (Залізничний) с частью Октябрьского (Жовтневого) и Советского (Радянського) районов, созданных в 1938 году.

На территории современного массива Соломенка люди жили еще во времена неолита. В ходе археологических раскопок здесь обнаружили кремневые наконечники стрел, каменные ножи, скребки и обломки керамики с орнаментом.

Именно здесь протекает правый приток Днепра — река Лыбидь, названная в честь сестры основателей Киева — Кия, Щека и Хорива. На территории современного района в парке Отрадный в 1999 году был создан гидрологический памятник природы Исток реки Лыбидь.

С 1830-х годов село Соломенка известно как пригород Киева. Это была небольшая слободка, на которой стояли мазанки с соломенными крышами (отсюда название района).

В 1834 году началось строительство Киево-Печерской крепости и железнодорожной линии Киев – Балта, из-за чего ближайшие 30 лет люди начали активно заселятся в район реки Лыбидь. Вначале жителями Соломенки были те, у кого отобрали земли под прокладку железнодорожного полотна. Когда при железной дороге создали вагонные и паровозные мастерские, в Соломенке поселились их работники.

В 1858 году часть Соломенки присоединили к Киеву в качестве компенсации за земли, без которых остался город при строительстве Новой Печерской крепости.

В 1870 году открылось регулярное сообщение с Балтой. Тогда же начал работать железнодорожный вокзал.

В 1910 году к Соломенке присоединили поселки Верхняя и Нижняя Соломенка, Батыеву гору и Протасов Яр, а в 1914-м — Караваевы Дачи.

Еще одна часть современного Соломенского района — Шулявка — упоминается в 1146 году, в Ипатьевской летописи — средневековой хронике. В XVIII веке здесь располагалась летняя резиденция Киевских митрополитов.

Активное развитие территории началось после 1847 года. В 1882 на Шулявке открылся машиностроительный завод Гретера и Криванека, который позднее стал одним из ведущих предприятий в Украине. Теперь это — акционерная компания ″Большевик″.

В 1898 году на Шулявке открыли Киевский политехнический институт, который теперь называют Национальный технический университет Украины ″КПИ″.

Шулявка, Отрадный, Груши и Караваевы дачи до 2001 года входили в Октябрьский (Жовтневий) район.

www.44.ua